Большинство покупателей уверено, что любой товар можно вернуть продавцу в течение 2-х недель, просто если товар не понравился, или покупатель по каким- то другим причинам передумал оставлять товар у себя (например, совершил необдуманную покупку и решил вернуть деньги за товар, чтобы купить что- то другое). Горе- «эксперты» из многих телевизионных передач, посвященных правам потребителей, а также на различных интернет- сайтах предоставляют покупателям неточную, а зачастую и просто противоречащую законодательству информацию, создавая у покупателей ложное ощущение вседозволенности в отношении совершенной сделки купли- продажи (захотел – купил, захотел – передумал и отказался от покупки). Тем самым в покупателях воспитываются так наз. «экстремистские» настроения, направленные на снижение ответственности при совершении сделок, что влечет за собой принижение прав продавца. Между тем последний, являясь равноправным с покупателем участником гражданских правоотношений, также защищен Законом от неправомерных действий покупателей.
Основные отношения, возникающие при купле- продаже товаров (в т.ч. розничной), регулируются парагр. 1-м и 2-м главы 30 Гражданского Кодекса РФ, а также 2-й главой Закона РФ «О защите прав потребителей». Вопросы, связанные с обменом и возвратом товаров надлежащего качества, урегулированы ст.502 Гражданского Кодекса и ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Основная ошибка большинства покупателей (в Законе – «потребителей») – уверенность в том, что у них есть безусловное право на возврат товара в течение 14-ти дней. Между тем, в Законе (ч.1 ст.25) сказано иначе:
«Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания».
То есть, не вернуть товар, а обменять на аналогичный товар. Чувствуете разницу? Кроме того, указаны условия, при которых у покупателя появляется право потребовать обмена купленного товара:- не истекло четырнадцать дней со дня покупки;Таким образом, совершенно недопустимы такие основания, как «передумал», «нашел дешевле в другом магазине» и т.п. Покупатель должен конкретно указать, по каким параметрам купленный товар ему не подошел (например, купленная карта памяти не подошла по размеру/объему, т.к. не позволяет сохранить требуемую информацию) и потребовать обмена на аналогичный товар с нужными характеристиками.
Читаем ст.25 дальше:ИТАК: если покупатель купил товар и в срок до 14-ти дней после покупки выяснилось, что товар ему не подходит по одному из вышеперечисленых оснований (по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации), товар не был в употреблении и не перечислен в списке товаров, не подлежащих возврату или обмену (см. выше), то только в этой ситуации покупатель имеет право потребовать у продавца обменять товар на аналогичный.
А что же насчет возврата качественного товара? Смотрим далее ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей» (ч.2):
«В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу».
То есть, право на возврат качественного товара появляется у покупателя только в том, случае, если после предъявлении требования об обмене выяснилось, что товара, который подойдет покупателю по характеристикам, в продаже нет. Например, покупатель приобрел кассету для камеры 8 мм, и дома обнаружил, что для его видеокамеры требуется кассета стандарта VHS-C. 14 дней не прошло, кассета не была распечатана (сохранена заводская упаковка). В этой ситуации покупатель имеет право потребовать у продавца обмена купленной кассеты 8 мм. на другую, стандарта VHS-C. Если же у продавца таких кассет в продаже не окажется, то только после этого покупатель может требовать возврата денег за покупку.
Надеемся, наша статья будет полезна покупателям, желающим знать свои права и нести соотв. обязанности, связанные с куплей- продажей товаров в розничных магазинах.