Как вернуть качественный товар?

Как вернуть качественный товар?

Как вернуть качественный товар, если он не подошел покупателю?

Как вернуть качественный товар
Сразу определимся: в настоящей статье речь идет о качественном товаре (надлежащего качества / без недостатков), который по каким- то причинам требуется вернуть продавцу.

Большинство покупателей уверено, что любой товар можно вернуть продавцу в течение 2-х недель, просто если товар не понравился, или покупатель по каким- то другим причинам передумал оставлять товар у себя (например, совершил необдуманную покупку и решил вернуть деньги за товар, чтобы купить что- то другое). Горе- «эксперты» из многих телевизионных передач, посвященных правам потребителей, а также на различных интернет- сайтах предоставляют покупателям неточную, а зачастую и просто противоречащую законодательству информацию, создавая у покупателей ложное ощущение вседозволенности в отношении совершенной сделки купли- продажи (захотел – купил, захотел – передумал и отказался от покупки). Тем самым в покупателях воспитываются так наз. «экстремистские» настроения, направленные на снижение ответственности при совершении сделок, что влечет за собой принижение прав продавца. Между тем последний, являясь равноправным с покупателем участником гражданских правоотношений, также защищен Законом от неправомерных действий покупателей.

Основные отношения, возникающие при купле- продаже товаров (в т.ч. розничной), регулируются парагр. 1-м и 2-м главы 30 Гражданского Кодекса РФ, а также 2-й главой Закона РФ «О защите прав потребителей». Вопросы, связанные с обменом и возвратом товаров надлежащего качества, урегулированы ст.502 Гражданского Кодекса и ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Основная ошибка большинства покупателей (в Законе – «потребителей») – уверенность в том, что у них есть безусловное право на возврат товара в течение 14-ти дней. Между тем, в Законе (ч.1 ст.25) сказано иначе:

Как вернуть качественный товар
«Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания».

То есть, не вернуть товар, а обменять на аналогичный товар. Чувствуете разницу? Кроме того, указаны условия, при которых у покупателя появляется право потребовать обмена купленного товара:- не истекло четырнадцать дней со дня покупки;
- товар не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
- товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
Как вернуть качественный товар

Таким образом, совершенно недопустимы такие основания, как «передумал», «нашел дешевле в другом магазине» и т.п. Покупатель должен конкретно указать, по каким параметрам купленный товар ему не подошел (например, купленная карта памяти не подошла по размеру/объему, т.к. не позволяет сохранить требуемую информацию) и потребовать обмена на аналогичный товар с нужными характеристиками.

Читаем ст.25 дальше:
«Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации».
Указанный перечень закреплен в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55. В Постановлении указаны следующие виды непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
3. Парфюмерно-косметические товары;
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования);
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни;
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями);
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
13. Животные и растения;
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации);

Получается, что человек, купивший, например, бытовой принтер- копир 3в1, относящийся к множительной технике, не вправе требовать обмена или возврата, даже если товар ему не подошел по размеру (не входит в соотв. отсек компьютерного стола). Закон не дает покупателю такого права. В подобных случаях проблему можно решить только по договоренности с продавцом.
Как вернуть качественный товар

ИТАК: если покупатель купил товар и в срок до 14-ти дней после покупки выяснилось, что товар ему не подходит по одному из вышеперечисленых оснований (по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации), товар не был в употреблении и не перечислен в списке товаров, не подлежащих возврату или обмену (см. выше), то только в этой ситуации покупатель имеет право потребовать у продавца обменять товар на аналогичный.

А что же насчет возврата качественного товара? Смотрим далее ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей» (ч.2):
«В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу».

То есть, право на возврат качественного товара появляется у покупателя только в том, случае, если после предъявлении требования об обмене выяснилось, что товара, который подойдет покупателю по характеристикам, в продаже нет. Например, покупатель приобрел кассету для камеры 8 мм, и дома обнаружил, что для его видеокамеры требуется кассета стандарта VHS-C. 14 дней не прошло, кассета не была распечатана (сохранена заводская упаковка). В этой ситуации покупатель имеет право потребовать у продавца обмена купленной кассеты 8 мм. на другую, стандарта VHS-C. Если же у продавца таких кассет в продаже не окажется, то только после этого покупатель может требовать возврата денег за покупку.

Надеемся, наша статья будет полезна покупателям, желающим знать свои права и нести соотв. обязанности, связанные с куплей- продажей товаров в розничных магазинах.
В последующих статьях будут даны рекомендации, как следует правильно действовать в случае поломки купленного изделия (обнаружения недостатка в купленном товаре).


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Back to Top